среда, 29 декабря 2010 г.

Вопросы психологии

Всем привет!

Давно собирался закончить статью. А тут есть время - перед НГ никто уже не работает, а чем-то полезным заняться нужно.

Хотел бы поговорить про чисто психологические барьеры принятия идеи использования сервисов SaaS у ИТ руководителей, да и вообще у руководителей компаний и предприятий которые рассматривают такой вариант. Причем не буду говорить о средствах преодоления этих барьеров - с одной стороны мы не психологи, а с другой стороны, эти приемы - своего рода ноу-хау.

Барьер номер 1 - Корона
Все помнят момент из мультика "Летучий корабль", когда Палкан предлагал застрявшему на корабле царю: "Я тебе лестницу, а ты мне корону"? Тогда царь очень расстроился, но делать было нечего и корону он отдал.
Это касается в основном тех ИТ директоров, которые на возможность что-то отдать из под своего контроля реагируют очень болезненно.

Барьер номер 2 - Страх того что снаружи
Интересный кейс - разговариваем с компанией, ребята говорят: "у нас руководство считает, что если отдавать на хостинг, то только в случае, если сервера будут за рубежом".
Повторяться не буду - я уже высказывал свои соображения по этому поводу. То есть проблема не только в страхе, который внушает людям собственная страна. Проблема в том, что вынос данных на хостинг не воспринимается как снижение рисков, а наоборот - как повышение. То есть люди себе представляют процесс вынесения данных в облако как перенос сервера из своей серверной в такую же комнату в другом здании под присмотр незнакомых людей.

Барьер номер 3 - Вокруг меня - одни идиоты
Несколько раз встречался с тем, что ИТ менеджер говорит: "Все это очень интересно, но у нас это никому не будет нужно. Народ на зачаточной стадии развития."
И прямо скажем, что по большей части ситуация именно такая. И человек думает:"Блин, это мне придется всем объяснять зачем это надо, менять процессы, обучать и т.д. Да нафига мне это нужно?"

Барьер номер 4 - Мне лениво
Реально - это один из главных тормозов. Люди погрязают в текучке и постоянных проблемах и у них нет сил и желания поднять голову и посмотреть по сторонам. Когда человек работает в ИТ на предприятии или организации, где ИТ - это непрофильное направление деятельности, то такая ситуация зачастую неизбежна. Просто хочется чтобы тебя не трогали и оставили в покое.

Барьер номер 5 - Не хочется лишний раз нарываться на руководство
Очень часто, а скажем прямо - в 90 процентах случаев, ИТ руководство не только НЕ ИМЕЕТ НИКАКОГО ВЛИЯНИЯ на руководство компании, но и не имеет права принимать хоть сколь нибудь значимые решения внутри своего департамента (Опять таки, вспомните случай с запретом на вынос данных из компании - решение принимал директор компании, а не ИТ руководитель). Это вызвано разными причинами, однако это так. Отсюда и нежелание лишний раз что-то просить и получать отказ.

Барьер номер 6 - Чем я буду заниматься?
Это похоже на нежелание отдавать "Корону", но немного с другой стороны. Если ИТ менеджер - это назначенный на эту должность бывший админ, то такому человеку обычно очень сложно перестроиться и отказаться от своих привычных обязанностей. А обязанности админа - крутить гайки и делать так чтобы все работало. Т.е. вынести систему на сторону означает что самому руководителю ИТ придется остаться без привычной работы - а значит придется заниматься чем-то непонятным и незнакомым. Не все к этому готовы.

Вот все, что вспомнилось по результатам нашей работы на протяжении этого года. Если вспомню что-то еще, добавлю.

среда, 15 декабря 2010 г.

Машина времени

Всем привет!

Сегодня - только лирика.

Мне повезло.
Я недавно прокатился на машине времени.
Это была одна из обычных машин грязно серого цвета, которые во множестве таксуют на дорогах Киева. Такая же угловатая, как и классический Де Лориан, только по-меньше, и ей приходилось плестись под дождем в тянучках мимо Бессарабки вместо того, чтобы стремительно отрываться от земли в голубоватом свете.

Я пытался уехать с конференции по облачным сервисам в Парусе, но поскольку шел дождь, было около шести вечера, и как следствие такси в центр не ездили, ибо пробки, то мне пришлось тащить стенд и баннер на себе вниз на улицу и там ловить машину.

Остановилась именно она.

Если вам интересно как оно, кататься на машине времени, то я вам скажу.
По началу это непонятно. Вроде все нормально. Ты - загнанный, уставший, с парой попеременно звонящих мобильников. За бортом - только машины и дома в гирляндах.
Непонятно только одно. Почему здесь играет "Утомленное солнце", да еще на польском языке?
Я помню этот романс с детства. Это была одна из любимых пластинок отца. Он любил ее слушать и играть эту мелодию на пианино. Но я никогда не думал, что это можно спеть на другом языке. На польском это звучало забавно и заставляло прислушиваться. Я смотрел на надпись "Tape" на магнитофоне, пытался разобрать слова и понять, зачем, собственно, петь на польском, когда на русском все и так ясно.

Потом был оркестр Цфасмана, Гленн Миллер, разговор о технике записи грампластинок, оценка чистоты восстановления старых записей, почти час от Крещатика до Академгородка и абсолютное исключение меня из текущей жизни.

Еще мы с водителем беседовали о том, что записи восстановленной французами, голос Карузо звучит мягче, чем на других. Говорили о том, почему в его машине до сих пор живет кассетный магнитофон, а не DVD проигрыватель. Откуда вообще такие записи, и как сохранить записи на бобинах и кассетах.

Я это все к чему?

Мы - люди, которые считают безнадежно устаревшими вещи, которые были сделаны год назад.
Нас постоянно подгоняют производители: "Быстрее! Уже 8 месяцев, как вышла новая версия, а вы до сих пор не попробовали!"
И мы чувствуем себя отсталыми.
Действительно... Уже 10-ка Exchange давно в продакшене, а мы все думаем...
Елки-палки, Паркинг.ру уже пол года как предлагает сервис на DDC, а мы тормозим.
Блин! Офис 365 на подходе, а мы не готовы!

И вот из такой гонки ты вдруг попадаешь даже не в другое время, а в какую-то область, где время течет по-другому.
Так что ездить на машине времени - это удивительное ощущение, я вам скажу.

P.S. Да, кстати. "Утомленное солнце" это таки в оригинале польский романс "To ostatnia niedziela".

понедельник, 6 декабря 2010 г.

8 золотых правил аутсорсинга

Всем привет!

Очередной евент по облакам и аутсорсингу в России: http://www.cio-world.ru/it-expert/580425/
В общем ничего интересного, кроме одного - 8 золотых правил аутсорсинга, изложенных Тони Мерфи, президентом TOC Group (честно - не знаю кто это такой).
Процитирую эти положения:


  1. Знать, почему вы хотите пользоваться услугами аутсорсинга.
  2. Выявить, что нельзя отдавать на аутсорсинг.
  3. Все заинтересованные лица в компании должны принимать участие в обсуждении проекта. Неправильно, когда вопрос решает узкая группа управляющих – так можно потерять доверие сотрудников.
  4. Не пытайтесь найти очень дешёвый вариант, помните, что аутсорсинговый сервис-провайдер тоже должен зарабатывать.
  5. Выстраивайте гибкие модели.
  6. Держите своих юристов на расстоянии. Если они станут вмешиваться, контракт будет составлен идеально, но на практике могут возникнуть проблемы.
  7. Используйте мультисорсинг. Одной компании, даже большой и известной, не стоит передавать все функции.
  8. Управляйте проектом аутсорсинга и отношениями.


В общем-то подпишусь под каждым словом.
Особенно понравилось - "Держите своих юристов на расстоянии". Я бы сказал что на данный момент, юристы компании должны иметь только совещательный голос при заключении контракта с аутсорсером, поскольку вопросы ответственности сторон, штрафов и форс мажорных обстоятельств способны загубить контракт на корню. Не раз сами сталкивались с попыткой внести в контракт сумму, которую будет должен выплатить аутсорсер в том или ином случае. И ни разу это не проходило. Контракт либо не заключался, либо компания - клиент шла на уступки.
Это тонкий момент, и именно об этом - 8-й пункт - "Управляйте проектом и отношениями".
Не все можно прописать в договоре. Очень многое зависит от личных отношений и правильного подхода к совместной работе как со стороны провайдера, так и со стороны клиента. Обе стороны должны понимать, не только чем рискуют они, но и чем рискует противоположная сторона и из этого строить совместную работу.